Специалисты ГНЦ "Всероссийский институт авиационных материалов" уверены, что такая задача вполне разрешима
Владимир Белов, Станислав Зигуненко
Идея любой машины, механизма, аппарата зарождается, как известно, в мозгу конструктора. Потом ее детали прорисовываются на листе бумаги, выверяются на компьютерах. Но оживет новая машина лишь тогда, когда будет выполнена "в железе" - из тех материалов, которые могут выдержать всевозможные нагрузки. Для авиации подобные материалы поставляет ВИАМ - государственный научный центр "Всероссийский институт авиационных материалов", отмечающий в эти дни свой 70-летний юбилей...
"Приказ по Наркомату тяжелой промышленности СССР был подписан 28 июня 1932 года, - показал нам в заводском музее копию этого приказа генеральный директор ВИАМа, член-корреспондент РАН, профессор и лауреат многих премий Евгений Каблов. - Сейчас 96% материалов, применяемых в отечественной авиационной технике, разработаны в ВИАМе".
Главные детали современного реактивного двигателя - лопатки компрессора высокого давления и газовой турбины. Уже сегодня температура рабочего газа в камере сгорания и сразу после него достигает 1700-1800 градусов, то есть превосходят температуру плавления самого материала. Приходится прибегать к их интенсивному охлаждению. Но если снизить температуру камеры довольно просто - стенки ее неподвижны, то со вращающимися с огромной скоростью лопатками дело обстоит куда сложнее. А если лопатку вдруг сорвет с ее законного места, бед она может натворить не меньше, чем артиллерийский снаряд. Поэтому для большей прочности лопатки ныне не вытачивают, а отливают из особых сплавов. Создают в специальных камерах условия, при которых из расплава происходит кристаллизация металла, и постепенно выращивают деталь нужной формы. Как это делать - целая наука. И сотрудники ВИАМа ею владеют в совершенстве.
Однако мало этого. Для лучшего охлаждения лопаток до недавнего времени их приходилось делать пу…
Дальше »»»